Государственный архив г. Кокшетау

Наказание безвинных

Cлайд

Нам дорого светлое имя каждого из
тех, кто сложил свои головы в за
стенках диктатуры, и тех, кому все
же выпало счастье выжить, чтобы до
самой своей смерти нести в себе
ужас пережитого и делиться с нами
той страшной правдой.
Потомки их никогда не забудут…

Н. Назарбаев

 

Бiздiң ортақ тарихымыздың ерекше бетi — сталиндiк репрессия кезеңi.

Особая страница нашей общей истории — период сталинских репрессий. Мил-лионы исковерканных и измученных судеб — это наша общая боль. Политика так на-зываемого «красного террора», начатая в 20-е годы и прокатившаяся до начала 50-х годов прошлого столетия, оставила кровавый след в истории всех народов бывшего Советского Союза. Репрессиям подвергались не только за какие-либо слова или дей-ствия, но и за происхождение, воспитание, образование, принадлежность к той или иной партии, политическому течению, мировоззрению, религии, причем жертвой мог стать любой, независимо от социальной, национальной принадлежностей, возраста или пола. Чаще всего репрессированных обвиняли в совершении преступлений по ст. 58-10 УК РСФСР (Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) — «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление, или хранение литературы того же содержания» и ст. 57-11 «Всякого рода организованная деятельность, направленная к подготовке или совершению преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершении одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой». (Хотя многие никого отношения не имели к этим статьям) Общее количество осужденных в стране по ст. 58 превысило 3.770.000 человек; были расстреляны 642980 человек; к 23 годам ли-шения свободы были приговорены 2369000 человек. По данным историка Роя Мед-ведева, с 1927 по 1953 годы по стране были репрессированы 40.000.000 человек.

В Казахстане за этот же период репрессированы 103000 человек, расстреляны 25000 человек, от голода погибли 42 процента казахов, откочевали более 1000000 человек, по статистике в Акмолинской области на 2006 год за эти годы репрессиро-вали 4789 человек, а в Кокшетау подверглись репрессиям 314 человек. В документах госархива г. Кокшетау отложились некоторые сведения об этом жестоком времени, с которыми бы нам хотелось поделиться. Ведь именно, в архиве, который переводится с латинского языка, как письменное наследие, откладывается документы, являющиеся живыми свидетельствами истории, а как говорил великий историк Тар-ле: «без истории нет государства, наций».

Сегодня я хочу рассказать о нескольких людях прошедшие все круги ада, того страшного периода. Нельзя без горечи смотреть документы личных фондов репрес-сированных государственных деятелей Досова Абильхаира Искаковича, Темирбекова Зарапа Мусиновича, писателя Салахова Ибрагима Низамовича.

Зарап Темирбеков родился 05 мая 1906 года в ауле Акан Кокчетавского района в многодетной семье бедняка-скотовода. Рано лишившись отца, старшие дети вынуждены были работать по найму у баев и кулаков в казачьей станице Челкар. С приходом Советской власти пришла новая жизнь, и Зарапу удалось получить обра-зование. Сначала учился в ауле, а 1921 по 1923 годы учился в казахской семилетней школе, куда отдал Зарапа брат Айтжан. После окончания школы в 1923 году Зарапа направили в г. Петропавловск в казпедтехникум. Его незаурядные способности были замечены и Зарапа избирают членом бюро Петропавловского горкома комсомола, а с 1925 года направляется инструктором в аппарат губкома комсомола. Затем работает ответственным секретарем Атбасарского укома. В 1926 году вступает в члены ВКП(б). Так же был известным публицистом. Жанры его творческой деятельности отличались большим разнообразием. Кроме того, Зарап занимался переводами, им был переведен с русского на казахский известный роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Он жил, строил планы на будущее, но мирное течение жизни было разрушено в один миг — 1 ноября 1937 года в семью Темирбековых пришло несчастье. Зарап Темирбеков стал жертвой беззакония и был арестован, еще через некоторое время арестовали и его жену, а малолетних детей увезли в детский дом.

Горькими слезами и страданиями пришлось заплатить семье Темирбековых за черный произвол, супруга Зарапа была осуждена как жена врага народа и долгих во-семь лет отбывала срок наказания в Акмолинском лагере жен изменников родины.

Потребовалось более 25 лет для восстановления честного имени Зарапа, не-винно осужденного в период сталинских репрессий. В архивных документах имеется копия справки Военной коллегии Верховного суда СССР от 31.01.58 в ней указано: «… Приговор Военной коллегии от 27 февраля 1938 года в отношении Темирбекова Зарапа по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Темирбеков З. реабилитирован посмертно».

Приговор Коллегии Верховного Суда СССР от 27 февраля 1938 года (копия) в отношении Темирбекова З. М. гласит «Предварительным и судебным следствием установлено, что Темирбеков Зарап… в 1936 году вошел в состав контрреволюци-онной буржуазно-националистической повстанческо-террористической и диверси-онной вредительской организации, которая готовила вооруженное отторжение Ка-захстана от СССР и создание под руководством Японии казахского буржуазного го-сударства. Темирбеков Зарап в соответствии с преступными целями проводил вре-дительскую деятельность в краевой комсомольской газете «Лениншiл жас» … Таким образом, установлена его виновность в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР». И ниже: «Выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР приговорила Темирбекова Зарапа к высшей мере уго-ловного наказания — РАССТРЕЛУ, с конфискацией личного имущества. Приговор окончательный и на основании Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года подлежит немедленному исполнению. Приговор приведен в исполнение 27.02.1938». Такая же горькая участь постигла и Абильхаира Досова.

Досов Абильхаир Искакович — родился в 1899 году, казах, политический и го-сударственный деятель, участник установления Советской власти в Казахстане. Долгое время работал в Москве, один из немногих казахских политических деятелей участвовавший на политбюро в Москве. Встречался с В. И. Лениным и с полковод-цем Буденным. Воспоминания Ворошива А. И. из Алматы. Работали мы вместе с Досовым, мы звали его Аби, это был наш человек, он был веселый, добрый, давал хорошие советы, утешал в любом горе, мы его любили за его товарищескую помощь. Это был богатырь, умен, красив, добр. Наша любовь была к нему искренняя, он ко всем был одинаково добр, но к врагам беспощаден. Но главная его характерная черта правдивость, справедлив, не потерпит несправедливости. До сих пор его семья, две дочери и внучка проживают в Москве. Досов Абильхаир Искакович был оклеветан и репрессирован в 1937 году. В мае 1956 года реабилитировали посмертно.

Много смелых и мужественных страниц в личных документах писателя Ибра-гима Салахова — узника сталинских тюрем и каторжных лагерей, до конца прошед-шего по страшной улице террора, расправ, массовых казней. В дань памяти павшим, тем, кто не вернулся, им была написана книга «Черная Колыма». Писать ее он начал в далеких пятидесятых годах тайно, под страхом разоблачения, поскольку хрущев-ская оттепель закончилась быстро, преступления Сталина замалчивались, а тема ре-прессий вообще была прикрыта. «Ответственность за правду принуждала меня ра-ботать над этой книгой — пишет И. Салахов. Ради этого завершающего дела перенес тюрьмы и лагеря, теперь честно, как можно точнее, с деталями и подробностями, стараясь не пропустить ни одной фамилии, должен рассказать о пережитых годах. Только в этом случае колымская каторга, теперешние литературные страдания обре-тут смысл». Салахов — живой свидетель народной трагедии, на каждой странице сво-ей книги открывает все новые и новые картины ужаса и горя, стойкости и трусости, благородства и подлости. Вот несколько отрывков из этой документальной книги, говорящие сами за себя: «…С лязгом и грохотом открылась дверь камеры смертни-ков. По крикам, стенаниям несчастных, перебранке конвойных мы догадались: об-реченных повели на расправу… Вопль отчаяния, ужаса, способный сокрушить Все-ленную, потряс каменные тюремные своды. Арестанты посыпались с нар, собрались перед дверью. Возня в коридоре стала сильнее: грохот, стоны, удары, снова тишина. Снова звук шагов. Смертников поволокли на судилище. Страшное, беззаконное.

- Товарищи…- в камеру проник слабый, полузадушенный голос. — Ве-дут на рас-стрел… На нас нет ви-ны… Со-об-щи-те Ста-ли-ну…

За стенами тюрьмы захлопали выстрелы. Завыли собаки. Потрясенные рас-правой, узники толпились возле двери. Кто следующий, кого ожидала такая же страшная участь смертников?».

А вот, что пришлось испытать автору книги в больничном бараке после ране-ния, полученного им во время аварии на золотой шахте: «…на отрезанной лытке размотал повязку. В нос ударил тяжелый запах гнилого мяса. В том месте, где ногу резала железная пила, она стала черной… Нога меня убивала, как будто через отпи-ленную кость из меня вытягивали жилы… Ногу уже два раза резали, что останется от нее, если ее откромсают в третий раз?.. В шкафу он наткнулся на две бутылки хлоро-форма. Лагерные врачи говорили, что усыплять больных нечем, оперировали на «живую». Когда мою ногу пилили во второй раз, я изжевал кляп, изгрыз ремни, которыми меня привязали к кушетке, от боли потерял сознание. А хлороформ стоял в шкафу!»

Салахова Ибрагима Низамовича реабилитировали 21 сентября 1956 года. Скончался писатель в 1989 году.

Время безвозвратно, чем оно дальше, тем меньше остается в живых участни-ков и очевидцев периода невиданного геноцида власти против собственного народа.

Поэтому нам нужно помнить и не забывать о тех событиях, которые принесли большое горе нашим предкам. Большинство репрессированных погибли в застенках НКВД и лагерях, сейчас читая эти строки воспоминаний выживших нам не понятно как они выдержали пытки и избиение, как они смогли остаться людьми. Могу только сказать, что каждый из них достоин звание ЧЕЛОВЕК с большой буквы.

Архивист высшей категории
отдела информации и
использования документов                                                                                                                Н. Сактаганова

Дата публикации: 26.05.2020 16:09
Последние изменения страницы: 26.05.2020 16:09
Количество просмотров: 2740
© 2024. Государственный архив г. Кокшетау
';